| | Основные психологические кризисы человека | |
| Автор | Сообщение |
---|
Maxima Ласковая мама
Настоящее имя : Ольга Сообщения : 6084 Подарки :
| Тема: Основные психологические кризисы человека Вт 13 Авг 2013, 08:39 | |
| - Спойлер:
Основные психологические кризисы человека
Кризис № 1 Первый важный этап в череде кризисных периодов - от 3 до 7 лет . Его еще называют периодом « укрепления корней ». В это время формируется глобальное отношение к миру : безопасен ли он или враждебен . И отношение это вырастает из того , что чувствует малыш в семье , любим он и принимаем или , в силу тех или иных причин , ему приходится « выживать ».
Как вы понимаете , имеется ввиду не физическое выживание ( хотя семьи бывают разные , в том числе такие , где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле ), а психологическое : насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей , избавлен ли он от всякого рода стрессов .
Это очень важный период , так как от чувства , что мир вокруг доброжелателен зависит и самооценка , отношение человека к самому себе . Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое .
Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий : « Я буду стараться , а мир вокруг меня поддержит ». Такие дети получаются оптимистами , не боящимися самостоятельности и принятия решений . Недоверие же к миру взрослых ( а значит к миру вообще ) формирует человека вечно сомневающегося , безинициативного , апатичного . Такие люди , вырастая , не способны принять не только себя , со всеми недостатками и достоинствами , им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку .
Кризис № 2 Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет . Это переход от детства к взрослости , когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей , идет постоянное сравнение : « лучше я или хуже , отличаюсь ли от других , если - да , то чем именно и как это для меня - хорошо или плохо ? ». И самое главное : « Как я выгляжу в глазах других людей , как они меня оценивают , что значит быть индивидуальностью ? » Задача , которая стоит в этот период перед человеком - определить меру собственной независимости , свой психологический статус , границы своего Я среди других .
Именно здесь приходит понимание того , что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами , которые нужно принять . Поэтому так важен опыт , полученный вне дома , поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают : главный опыт там , во взрослом мире , среди сверстников . И набивать шишки хочется только самому , без заботливых маминых рук .
Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки , окрепнувшей уверенности в собственных силах , что « я все могу сам ». Если же кризис не разрешился должным образом , то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников , от любых , даже навязанных « норм » среды , от обстоятельств , наконец . « Зачем стараться , добиваться чего - то , у меня все равно ничего не получится ! Я хуже всех ! ».
Неуверенность в себе , зависть к чужим успехам , зависимость от мнения , от оценки окружающих - вот те качества , которые человек , не прошедший второй кризис несет по всей своей дальнейшей жизни .
Кризис № 3 Третий кризисный период ( от 18 до 22 лет ) связан с поиском собственного места в этом сложном мире . Приходит понимание того , что черно - белые краски предыдущего периода уже не годятся для того , чтобы понимать всю палитру внешнего мира , который гораздо сложнее и не однозначнее , чем казался до сих пор .
На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой , страх , что « я не соответствую , я не смогу ... ». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире , самоидентификации , как говорят психологи .
При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана : вместо собственного пути , искать объект для подражания или « широкую спину », за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь , или , наоборот начать отрицать всяческие авторитеты , но при этом не предлагать ничего своего , ограничиться только протестом , без конструктивных решений и путей .
Именно в этот период формируется « привычка » поднимать собственную значимость путем унижения , принижения значимости других , которую мы так часто встречаем в жизни . Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким , каким ты являешься , со всеми недостатками и достоинствами , зная , что собственная индивидуальность важнее .
Кризис № 4 Следующий кризис (22 - 27 лет ), при условии его благополучного прохождения , приносит нам умение без страха что - то менять в своей жизни , в зависимости от того , как меняемся мы сами . Для этого надо преодолеть в себе некий « абсолютизм », заставляющий нас верить в то , что все , что сделано в жизни к этому моменту - это навсегда и ничего нового уже не будет .
Глобальный жизненный курс , по которому мы двигались до сих пор , почему - то перестает удовлетворять . Появляется непонятное чувство беспокойства , неудовлетворенности тем , что есть , смутное ощущение , что могло быть по - другому , что упущены какие - то возможности , и изменить уже ничего нельзя .
При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами , человек понимает , что никакой жизненный курс не может претендовать на « абсолютный », глобальный , раз и навсегда данный , что его можно и нужно менять , в зависимости от того , как изменяешься ты сам , не бояться экспериментировать , начинать что - то заново . Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис , который называют « коррекцией жизненных планов »,« переоценкой установок ».
Кризис № 5 Наступает этот кризис где - то в возрасте 32 - 37 лет , когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими , в карьере , в семье , когда уже получены многие серьезные жизненные результаты .
Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений , как таковых , а с точки зрения личной удовлетворенности . « Зачем мне это ? Стоило ли оно таких усилий ? ». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным , чем - то , чего нужно избегать , цепляясь за прошлый опыт , за иллюзорные идеалы .
Вместо того , чтобы спокойно скорректировать планы , человек говорит себе : « Я не изменю своим идеалам , буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса , я должен доказать , что был прав , не смотря ни на что ! ». Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь , свои планы , то выход из данного кризиса - новый приток свежих сил , открытием перспектив и возможностей .
Если же начать все с начала оказалось невозможным , период этот будет для вас скорее разрушительным , чем конструктивным .
Кризис № 6 Один из самых сложных этапов - 37 -45 лет . Мы впервые отчетливо осознаем , что жизнь не бесконечна , что все тяжелее тащить на себе « лишний груз », что необходимо сконцентрироваться на главном .
Карьера , семья , связи - все это не только устоялось , но еще и обросло множеством ненужных , досадных условностей и обязанностей , которые приходится соблюдать , потому , что « так надо ». На этой стадии происходит борьба между желанием расти , развиваться и состоянием « болота », застоя . Приходится принимать решение , что тащить на себе и дальше , а что можно сбросить , от чего избавиться .
Например , от части забот , научившись распределять время и силы ; от обязанностей по отношению к близким , поделив из на первичные , действительно необходимые , и вторичные , те , что мы делаем по привычке ; от ненужных социальных связей , поделив их на желательные и обременительные .
Кризис № 7 После 45 лет начинается период второй молодости , причем не только у женщин , которые становятся « ягодками опять », но и у мужчин . По словам одного из западных психологов , мы наконец перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени , которое еще предстоит прожить .
Вот как А . Либина описывает этот кризисный период : « Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками . Во - первых , в их организме происходят бурные изменения , вызванные закономерными физиологическими процессами . Из - за гормональных изменений в период климакса они , подобно подросткам , становятся вспыльчивыми , обидчивыми , легко раздражаются по пустякам . Во - вторых , у них вновь обостряется чувство самости , и они опять готовы бороться за свое Я , даже при малейшей угрозе независимости . Бороться в семье - с детьми , которые уже покинули или вот - вот покинут родительское гнездо , на работе - чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров , которым " наступают на пятки " более молодые .
Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности : " Кто я есть ? " и " Куда я иду ? ". Это верно так же и в отношении женщин , хотя , у них этот кризис проходит гораздо сложнее .
Многие исследования показывают , что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины , считающие себя исключительно домохозяйками . Их приводит в отчаяние мысль о " пустом гнезде ", которым , по их мнению , становится дом , покинутый выросшими детьми . Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы .
Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни , другие напротив , видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста . Во многом это зависит от того , как были пройдены предыдущие возрастные кризисы .
В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты . Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста - возможности думать уже не только о собственной семье , но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры ».
Кризис № 8 После пятидесяти лет начинается возраст « осмысленной зрелости ». Мы начинаем действовать , руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше , чем когда бы то ни было . Однако , личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы , многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество , отсутствие важных дел и интересов . Отсюда - горечь и разочарование в прожитой жизни , ее бесполезности и пустоты . Но страшнее всего - одиночество . Это в случае негативного развития кризиса из - за того , что предыдущие были пройдены « с ошибками ».
В позитивном варианте развития - человек начинает видеть для себя новые перспективы , не обесценивая прежних заслуг , ищут новые сферы приложения для своего жизненного опыта , мудрости , любви, творческих сил . Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл , не ограничивая жизненных интересов , не несет пассивности и застоя .
Многочисленные исследования показывают , что понятия « старость » и « пассивность » абсолютно не зависят одно от другого , это просто распространенный стереотип ! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между « молодыми » и « старыми » людьми . Все зависит от того , как человек воспринимает собственное состояние : как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности , для интересной полноценной жизни .
Все эти кризисные периоды , которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой , как лестница , « длиною в жизнь », где нельзя попасть на следующую ступеньку , не постояв на предыдущей и где , споткнувшись на одной ступеньке , уже не шагнешь плавно и правильно , ровно ставя ногу , на следующую . И уж тем более , не получится перепрыгнуть через несколько ступенек : все равно когда - нибудь придется вернуться и доделать « работу над ошибками ».
|
| | | Эльфийка Заслуженная мама
Настоящее имя : Ксения Сообщения : 2771 Подарки :
| | | | Mrs. Creative Активная мама
Настоящее имя : Светлана Сообщения : 143 Подарки :
| Тема: Re: Основные психологические кризисы человека Сб 17 Янв 2015, 18:03 | |
| - Maxima пишет:
- Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет
У меня сейчас дочери 12 лет, просто не выносимая стала, психует, обижается "ни на что", хамит, грубит, все время в телефоне, борются уже в ней ребенок и взрослый - из крайности в крайность: то идет на фильм 12+, то говорит "приду и в куклы буду играть". Вся комната еще детскими игрушками у нее уставлена, не дает убирать, истерит "я еще маленькая", а сама не играет ни во что из этого... что посоветуете? нужно ли бороться с проявлениями этого кризиса и как? или спускать все на тормозах? |
| | | Nataliya86 Мама новичок
Настоящее имя : Наталия Сообщения : 12 Подарки :
| Тема: Re: Основные психологические кризисы человека Вт 24 Фев 2015, 11:21 | |
| Добрый день! Посоветуйте как быть. Периодически приходится сталкиваться с проблемой такого характера. У меня доченька учимся в 1 классе. В школе обзываются, хихикают, или еще лучше кто-нибудь командует. С ребенком разговариваю, обсуждаем эти моменты. Но ведь это обида. Идти в школу, разговаривать с родителями, до поры до времени, может прицепится "Стукачка, Ябида и т.д." Как избежать этого и как быть с обидчиками. Одна из затейников обзывашек, наша подруга и подругой не назвать, живем в частном секторе и друзей у доченьки не так и много. |
| | | Mrs. Creative Активная мама
Настоящее имя : Светлана Сообщения : 143 Подарки :
| Тема: Re: Основные психологические кризисы человека Вт 24 Фев 2015, 17:56 | |
| Nataliya86, могу посоветовать мультсериал "май литтл пони" - он про дружбу между девочками, серии продуманы так, что разбирают самые разные случаи, по своей дочке могу сказать - она там многому научилась: как отвечать достойно на обиды, как не ввязаться в распри между подружками, как справедливо разрешать конфликты и вообще достойно себя держать. А для более дельного совета надо знать, за что ее обижают у вас, над чем хихикают... |
| | | Nataliya86 Мама новичок
Настоящее имя : Наталия Сообщения : 12 Подарки :
| Тема: Re: Основные психологические кризисы человека Ср 25 Фев 2015, 03:31 | |
| Большое спасибо! Есть такие люди которые ни минуты не могу прожить есть кому-нибудь что-нибудь плохое не скажут, только у всех проявляется в разном возрасте. |
| | | | Основные психологические кризисы человека | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| Последние темы | » Отзывы о репетиторах. автор elodia08 Вс 30 Июл 2023, 07:35
» меняю место в ДЕТСКИЙ САД. автор LEXA_DESSERT Чт 27 Июл 2023, 10:45
» Посуда которой мы пользуемся автор milka-2804@mail.ru Пн 12 Дек 2022, 10:23
» Весенняя болталка автор Nana Сб 10 Дек 2022, 07:11
» Продам верхнюю одежду и обувь на мальчика автор Maxima Пн 20 Июн 2022, 17:36
» Автокресло автор Ксения2105 Сб 04 Июн 2022, 09:15
» Набор для химических опытов автор Алиса Вт 24 Май 2022, 17:14
» массажисты автор Фубик Пн 16 Май 2022, 09:56
» Сима ленд с Графиней :) 04.03, 11.03 - РАЗДАЧА автор Графиня Сб 19 Мар 2022, 14:08
» Спортивная секция для карапузика - посоветуйте! автор MoniKa Вс 23 Янв 2022, 03:26
» подготовка к школе автор 2miramika Пт 14 Янв 2022, 19:24
» Проверенные методы укрепления иммунитета автор Agusha Пт 24 Дек 2021, 13:38
» А что у вас сегодня на обед/ужин? -5 автор Кузьмина Вт 30 Ноя 2021, 14:58
» С 12-ти летием форума!!! автор Графиня Пт 26 Ноя 2021, 10:24
» апрель-декабрь 2016 автор IginlaMom Пн 22 Ноя 2021, 11:11
|
|
Администрация
Глава форума Графиня (Гл.Админ)
89048722688
: mamahm@list.ru
|
Инфорация о СП |
ЧС и СС участников и организаторов
Подробнее...
|
Куда поставить Ильича? | Вт 26 Апр 2016, 10:57 автор Туся | В Ханты-Мансийске городские власти проводят опрос: где установить памятник Ленину. Подробности и голосование - здесь
- Спойлер:
| Комментарии: 12 |
Рождение тройни в Ханты-Мансийске | Вт 15 Окт 2013, 15:37 автор Ксения | ТУТ ВИДЕО
Тройное пополнение семейства за раз - событие редкое, но в Ханты-Мансийске случается. Молодая мама Надежда Чалкина до последнего думала, что родит двоих …
[ Полное чтение ] | Комментарии: 20 |
С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА В РОССИИ ИЗМЕНЯТСЯ ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В МАШИНЕ | Пт 11 Ноя 2016, 12:10 автор mss.Kristi | Министерство внутренних дел внесло несколько поправок в ПДД, в раздел о правилах перевозки детей.
Действие нового закона вступит в силу 1 января 2017 года. Согласно …
[ Полное чтение ] | Комментарии: 3 |
Мамочки, придется выходить на работу через 1,5 года декрета | Пн 05 Окт 2015, 10:30 автор машинка | Как бы не было печально,но информация подтверждена официально:( Мамочки, придется выходить на работу через 1,5 года декрета.
10 декабря 2014 года принят Закон …
[ Полное чтение ] | Комментарии: 71 |
Депутаты и высшие чиновники получат бесплатные лекарства | Пт 20 Мар 2015, 08:07 автор Margo | Указ президента России от 16 марта 2015 года гласит, что впредь получить лекарства бесплатно или с 50-процентной скидкой могут сотрудники администрации президента, …
[ Полное чтение ] | Комментарии: 8 |
|