Делая покупки в магазинах, находящихся в реальном пространстве, мы, так или иначе, чувствуем себя защищенными, так как есть возможность посмотреть и пощупать товар, попросить товарный чек, а в случае обнаружения неисправности товара, мы всегда знаем, куда его нести. А как действует защита прав потребителей, если покупка была сделана в виртуальном магазине?
Специально для любителей “дистанционных продаж” в Законе ”О защите прав потребителей” появилась новая статья (ст. 26 прим. К Закону ”О защите прав потребителей”), регулирующая отношения между продавцом и покупателем при покупке товаров через Интернет, телемагазины и т.д. Согласно этой поправке покупатель имеет право вернуть товар в течение 14 дней, независимо от того, качественный он или нет, а при обнаружении брака – на протяжении всего гарантийного срока. Датой же покупки (и датой начала гарантийного срока), в случае приобретения товара через интернет-магазин, будет считаться дата доставки, а, если Вы приобрели оборудование, нуждающееся в монтаже или установке силами продавца – то – со дня монтажа или установки, соответственно.
Кстати говоря, не стоит забывать, что право на возврат товара надлежащего качества в течении двух недель не распространяется на компьютеры, серверы, компьютерные комплектующие, множительную технику, и некоторые другие группы товаров. Впрочем, некоторые серьезные интернет-магазины все равно дают две недели money-back, даже несмотря на то, что не обязаны это делать.
Но, в целом, все-таки стоит отметить, что защита прав потребителей при удаленных покупках – в основном дело самих потребителей. Чтобы не “попасть”, следует придерживаться определенных правил. Во-первых, перед тем как отдать курьеру деньги, нужно обязательно распечатать и проверить товар. Если делать этого не разрешают – лучше от покупки отказаться. Во-вторых, у фирмы-продавца должен быть адрес, куда можно привезти товар, если он не соответствует заявленным качествам, предъявить претензии. Если предоставить его не могут – тем более не стоит ничего покупать в таком магазине.
С товаром вам должны вручить инструкцию по эксплуатации на русском языке, контрольно-кассовый чек, и гарантийный талон, на которых должен быть прописан адрес и контактные телефоны продавца. На чеке адреса может не быть, но тогда присутствует ИНН (индивидуальный налоговый номер), по которому достаточно легко найти фирму-продавца. При обнаружении брака – возврат денежных средств осуществляется так же, как и при покупке в обычном магазине.
Если Вы уже купили “кота в мешке”, и недобросовестный продавец отказывается возвращать Вам деньги за некачественный товар – всегда можно обратиться в суд. Юридические услуги по ведению такого дела обойдутся недешево, но, в случае, если суд примет решение в Вашу пользу, все расходы, связанные с возвратом некачественного товара (включая его доставку, судебную пошлину ,и юридические услуги), будут возложены на продавца. Кстати, можно будет подать еще и иск о возмещении морального вреда…